Крым. Описания

61093 г.Харьков
ул.Полтавский Шлях 140-a
e-mail: stelima@ukr.net
тел.: 8 (057) 758-16-50
8 (057) 7-195-212
8 (067) 771-86-63
8 (050) 402-33-72
   

Активный отдых
 

На главную
Корпоративный отдых
 

по регионам:
 

Активный отдых в Крыму
Активный отдых в Карпатах
Активный отдых в Харькове
 

по направлениям:
 

Пешеходные походы
Велосипедные походы
Водные походы
Рафтинг
Яхтинг
Дайвинг
 

разное:
 

График походов
Скидки на наши туры !!!
 
Отчеты о походах
Фотогалерея
 

полезная информация:
 

Где купить снаряжение
Все о снаряжении, советы
Статьи и книги для туриста
Жизнь в походе
 

о компании СТЕЛИМА:
 

Кратко о нас
Сотрудничество
Наши вакансии
Контактная информация
Написать нам

Чуфут-Кале

    О красотах Чуфут-Кале можно рассказывать долго, не рассказав собственно ничего. Надо там просто один раз побывать и увидеть все это самому. Пещерный город Чуфут-Кале расположен на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Вопрос о возникновении города является дискуссионным. Некоторые исследователи считают, что Чуфут-Кале, как и другие "пещерные города" Крыма, был построен Византией в VI в. для защиты Херсонеса Таврического от набегов кочевников; другие называют более позднюю дату - X-XI вв., связывая возникновение города с развитием в Крыму феодальных отношений. Неизвестно и первоначальное название поселения. Согласно точке зрения археолога Е.В. Веймарна, производившего в 50-60-е годы раскопки древнейшей крепостной стены города и прилегающих к ней некоторых участков городища, здесь была не только крепость, но, прежде всего торгово-промышленный центр. До XIII века в крепости жили аланы, в 1299 году город был захвачен монголо-татарами и получил название Кырк-Ор - "сорок крепостей", а позднее стал именоваться Чуфут-Кале - "иудейская крепость". Это связано с тем, что преобладающей частью населения города стали караимы - особая в этническом и религиозном плане группа последователей Пятикнижия Моисеева - ветхозаветной Библии. В 1854 году с Чуфут-Кале ушли последние обитатели.

    В Чуфут-Кале поднимаются по древней, вымощенной камнем, дороге и входят через Южные ворота, построенные, очевидно, в XIV веке и надежно защищавшие крепость от врагов. В самом городе сохранились немногочисленные сооружения: развалины нескольких жилых домов; восьмигранный мавзолей - гробница Джаныке-ханым, дочери хана Тохтамыша, скончавшейся в 1437 году; десятиметровый колодец, вырубленный в скале; жилые дома А. Фирковича, известного караимского ученого; караимские молитвенные дома - кенасы. Недалеко от кенас находилась караимская типография, созданная в 1731 г. (это была первая типография в Крыму). В ней печатались книги на древнееврейском и караимском языках. Последняя книга отпечатана в 1805 г., после чего типографию перевели в Евпаторию.

    Для жилья горожане строили удобные, отвечающие природным условиям наземные дома. Их развалинами покрыта вся территория городища. Две жилые усадьбы полностью сохранились. Многоярусные искусственные пещеры у южных ( потайных ) ворот - помещения хозяйственного назначения, укрытия для привратной стражи и, по совместительству, оборонительные сооружения. Перед пещерами построена мощная оборонительная стена, трехслойная, из плотно пригнанных каменных блоков. Ворота средней оборонительной стены сохранили арочное перекрытие. Они были двухстворчатыми, с тяжелым засовом, пазы для которого сохранились до наших дней.

    Замыкает город Восточная оборонительная стена с башнями, длина ее - 128 метров. В стене - еще одни ворота, Восточные, из которых можно спуститься в Иосафатову долину. Участок городских ворот преподнес сюрприз археологам, проводившим здесь раскопки в 1958г. Оказывается, через проем ворот у северной стены проходила нитка водопровода, составленная из керамических гончарных труб. Это открытие осветило загадку водоснабжения города.

    В густых зарослях видна арка ворот кладбища, за которой открывается город мертвых - разбросанное среди зарослей, кажущееся необозримым море надгробий. Они пок рыты надписями, иногда в сочетании с орнаментом с повторением основных символов смерти - стилизованный кипарис - и воскресения - розетка, роза. Значительная часть надгробных надписей - эпитафий собрана и издана А. Фирковичем. Кладбище довольно обширно. Некогда среди могил росли вековые дубы, рубить которые запрещалось: недаром татары называли кладбище Балта-Тиймез (буквально: топор не коснется). Иосафатова долина была для караимов самым древним и почитаемым местом погребений. Сюда привозили хоронить умерших не только из Крыма и городов России, но даже из-за границы.


Copyright © 2004 - 2006
Design by Lastovich Alexey

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Размещение рекламы на www.stelima.com.ua
Используются технологии uCoz