Новый Год в Крыму (2005).

61093 г.Харьков

полезная информация:

Где купить снаряжение
Все о снаряжении, советы
Статьи и книги для туриста
Жизнь в походе

о компании СТЕЛИМА:

Кратко о нас
Сотрудничество
Наши вакансии
Контактная информация

Время проведения: 31.12.2004 - 3.01 2005 года

Маршрут путешествия:

Харьков - Алушта - Ангарский перевал - т/с Поляна Ман - Козырек - г.Тырке(1283м.) - исток р.Су-Ат - р.Су-Ат - ур.Орта-Сырт - р.Бурульча - г.Колян-Баир(914м.) - г.Коль-Баир(817м.) - с.Дружное - с.Заречное - Харьков

Когда я впервые услышала эту идею, я, как нормальный человек, не восприняла её всерьёз, но, как оказалось, напрасно.

Все началось из поездки в Крым летом. Решив отдыхать активно, мои друзья подбили и меня (надо сказать, это было не очень сложно). Путешествие было настолько потрясающим, что последние несколько дней все говорили о следующем походе и мелькнула мысль насчет встречи нового года в Крыму. Оказалось, это абсолютно реально: среди нас были смельчаки, которые праздновали прошлый 2004 новый год на Чатыр-Даге, причем (о, чудо!) были в добром здравии.

Когда мы увидели зимние фотографии Крыма, наше желание явно усилилось, и все дружно решили обязательно поехать. По мере приближения определённого срока, у меня появлялись сомнения: зима все-таки. Но отступать было некуда...

Желающих отправиться в это путешествие оказалось немного, да оно и понятно. Все знакомые мне дружно рассказывали об опасностях такого мероприятия, чем, правда, подогревали интерес.

Да и конец 2004 года в Харькове ознаменовался плюсовой температурой, туманом и слякотью, поэтому, уезжая в тёплые края, мы ничего не теряли в плане погоды.

День первый. ( 31.12.2004 )

По приезду в Симферополь особого отличия от слякоти Харькова не заметили, разве что было теплее, а на газонах островками зеленела трава, как и обещал Лёша.

Поскольку план похода был щадящий, у нас хватало времени на поездку к морю, поэтому около восьми утра 31 декабря наша дружная компания высадилась из троллейбуса в славном городе Алуште почти на самой набережной.

Честно говоря, море было никаким: холодная серая гладь подёргивалась рябью и далеко на горизонте смыкалась с таким же серым и никаким небом. Но это абсолютно не помешало нам просто визжать от восторга, что мы и делали, периодически ловя насмешливые взгляды редких прохожих. Даже тот факт, что очередная волна, накатив, промочила нам с Ксюшей ноги, не смог испортить радостного настроения от встречи с морем.

Сам пляж удивлял пустынностью. В нашей памяти ещё свежими были воспоминания о толпах загорелых отдыхающих, густом пряном запахе частых закусочных и звуках музыки, что заглушали человеческие голоса и шум моря.

Метаморфоза была ещё более заметной оттого, что пальмы оставались такими же зелёными, а ресторанчики такими же нарядными...

В общем, прогулка по набережной нам понравилась.

Около одиннадцати часов дня мы отправились на Ангарский перевал, откуда, собственно, и начинался поход.

Пройдя первые пять минут вверх, я почувствовала тяжесть рюкзака и подумала, что зря взяла теплые вещи. Ничего не намекало на зиму, и тем более на Новый год: земля красовалась шикарным ковром опавших листьев, а все вокруг было окутано мягким, густым, каким-то "молочным" туманом.

Дорога, по которой мы шли, уходила в таинственное никуда, что придавало ощущение нереальности, даже сказки.

Каждая веточка, изысканно инкрустирована капельками оседающего тумана, просто просилась на фото. Особенно потрясающими были сосны: капельки, что скатывались с каждой иголки, вместе выглядели, как россыпь драгоценных камешков.

Первые несколько часов мы могли видеть только окружающие деревья, и уже поднявшись на поляну Манн, впервые полюбовались пейзажем: туман как-то вмиг развеялся и открыл потрясающую картину Крымских гор.

Складывалось впечатление, что кто-то невидимый периодически протирал перед нами запотевшее стекло в награду за терпение, и тогда мы могли целые несколько секунд наблюдать потрясающий осенний крымский пейзаж: перед нами красовались горы в коричнево-оранжевых тонах, голые деревья ветвями сплетали причудливые узоры, а влажный воздух можна было просто увидеть. Дальше островками стал появляться снег и невероятное количество конского последа.

Когда мы добрались до места назначения и вышли на Козырек (Новый год планировали праздновать на Северной Демерджи), было около трёх часов дня.

Поскольку темнело достаточно рано, мы начали активно собирать дрова (абсолютно мокрые) и ставить палатку, а ребята тем временем при помощи топора добыли воду (в виде замерзшего снега) и занялись, как для меня, абсолютно нереальным занятием - разжиганием костра. Спустя неопределённое количество времени, мы все ещё разжигали костёр, благодаря чему по очереди грелись, активно размахивая "жопсом" (простите, не знаю его культурного названия).

Когда мы наконец-то приготовили ужин, было уже темно. Долгожданный горяченький супчик был как нельзя кстати и явно согрел тело и душу. После чайка совсем разморило, поэтому решили подождать приближение нового года в палатке, да и мороз крепчал. Играть в полюбившуюся после поезда игру "Верю - не верю" нас хватило на пару часов, тем более, что палатка была трёхместная, а нас - пятеро. Тем временем до полуночи оставалось ещё несколько часов. Мирное посапывание Кирюши все больше склоняло к мысли поспать, особенно мужскую половину нашей компании. Я прикинула, что вылезать из тёплого спальника будет намного сложнее, чем просто из палатки, поэтому поддерживала предложение Ксюши пообщаться. Но после того, как в спальники мы все-таки залезли, общалась одна Ксюша. Правда, все клятвенно пообещали проснуться и встретить новый год.

В 23.15 абсолютно некстати зазвенел будильник: было тепло, уютно, сильно хотелось спать. Но проспать Новый год явно не входило в мои планы, поэтому, скрепя сердце, я вылезла из палатки. В воздухе попахивало морозом, а под ногами хрустела примёрзшая трава. Когда луч фонарика черкнул по лесу, все вокруг замерцало: влага превратилась в лёд, которым было инкрустировано все - ветки, трава, стволы...

Времени до 12.00 оставалось немного, поэтому на гору решили не идти, а отпраздновать на самом Козырьке. Несмотря на мороз, туман был такой же сильный, поэтому огней праздничной Алушты не было видно, но зато чётко слышно звуки фейерверка. Мы особо не расстроились, потому что у нас был свой фейерверк: бенгальские огни, пропадающие в тумане - невероятно красивое зрелище, а ещё хлопушки, а ещё громкое "ку-ка-ре-ку!" (год Петуха, все-таки).

Да, ещё традиционный хоровод вокруг елочки (кстати, наряженной!). В общем, новый год встретили достойно. По возвращении в палатку спать уже не хотелось, поэтому устроили праздничный стол с горячим (!) глинтвейном, который был очень кстати.

После празднования места в палатке стало явно меньше, но все уснули удовлетворённые жизнью.

День второй. ( 01.01.2005 )

В первый день 2005 года проснулись достаточно рано. При дневном свете пейзаж в ледяной отделке выглядел нереально красиво.

Какой-то искусный ювелир проделал волшебную работу, превратив все вокруг в произведение искусства. Можно было разглядывать часами каждый кустик, каждую травинку, каждую ветку, что, в общем, мы и делали. А когда туман рассеялся и выглянуло солнце!.. Все, что попадало под солнечные лучи, заискрило и начало переливаться, как мозаика из драгоценных камней.

Пейзаж дополняли горы, которые создавали величавый фон. Северная Демерджи ярко выблёскивала на первом плане. В общем, это надо видеть.

Позавтракав и собравшись, мы отправились дальше по Демерджи-Яйла. Пару часов снега не наблюдалось, поэтому увидев первый островок заледеневшего снега, мы очень радовались.

Всё вокруг, как и прежде, было окутано туманом, и мы не могли даже предположить, что перед нами - снежное королевство.

Поначалу глаз радовали причудливые формы травы и деревьев, покрытых с одной стороны огромным слоем инея. Это несколько отличалось от обледеневшего пейзажа, но не уступало по изысканности и выглядело как-то сказочно. Постепенно белого цвета становилось все больше, а землю укрывал небольшой слой снега.

Хитом сезона стала находка неизвестного (во всяком случае, мне) цветка. Представляете ситуацию: первое января, земля укрыта снегом, воздух попахивает морозом, и тут Ксюша: "Ой, цветочек!". Он был такой крохотный, такой трепетный; ещё нераскрывшийся фиолетовый бутончик поблескивал тонкой корочкой льда. Все дружно решили, что будет нам счастье, и пошли дальше. Дальше мы видели еще одно такое чудо - значит, счастья будет много.

Тем временем мы уже шли по Терке-Яйла. Пейзаж не радовал разнообразием. Поскольку ориентиров вокруг (туман сгущался) и на земле (тропинки старательно притрусил снег) не было, мы, кажется, заблудились. В данной ситуации карта и компас не очень помогали, поэтому шли по наитию Лёши, пока вдруг не услышали шум мотора. Сразу я подумала, что галлюцинации (опять же: первое января, горы, высота - 1200 метров). Удивлению не было предела, когда из тумана выполз (в смысле вышел) мужчина, а за ним Джип. Что они здесь делали - не понятно, но дорогу нам показали.

Местом сегодняшней стоянки был исток реки с завораживающим названием Су-Ат, что находился в грабовом лесу. Лес почему-то начинался стремительным спуском. Помним, что здесь снега уже побольше, да к тому же он такой скользкий... Короче, мне не очень понравилось спускаться: перебежки от дерева к дереву по скользкому снегу, разъезжающиеся ноги, сзади рюкзак, который подталкивает... Но пейзаж чудный. Седые грабы величественно выглядели на белом фоне. Постепенно снега становилось меньше, наверное, мы обогнали зиму.

До места стоянки добрались еще засветло. Завораживающее журчание реки, много мокрых дров - идиллия. Пока разбивали лагерь и готовили кушать, мороз явно стал крепчать. Допивали чай под густым, невероятно лапатым мокрым снегом, который буквально за несколько минут превратил нас в снеговиков.

Сегодня все уснули достаточно быстро и мирно, несмотря на раннее время и страшилки Леши типа: если вам нечем будет дышать, то будите всех - значит нас завалило снегом...

День третий. ( 02.01.2005 )

Утро в палатке - это то, о чем стоит рассказать. Извне проникает яркий свет. Все, уже давно проснувшись, активно притворяются спящими, потому что лень выходить. В палатке чересчур тепло, а количество конденсата на стенках и степень влажности спальников Лёши и Кирюши, которые спят по краям, говорит о разности температуры внутри и снаружи. Это только усиливает нежелание вставать. Но лежать тоже нет сил: болят все бока, да и естественные потребности...

Переборов себя, выхожу на свет Божий и просто обалдеваю от красоты. Все вокруг укрыто пушистым снегом: земля, деревья, палатка, наш костёр, рюкзаки... Вот где, оказывается, живёт Дед Мороз.

Журчание речки настойчиво напоминает о водных процедурах. Несмотря на все старания, не удается отогнать от себя эту мысль, и я несколько долгих минут медитирую над водой. Оказывается, холодно засунуть в ледяную воду руки, а после того, как заставил себя умыться, даже купание - не проблема. Саша, например, так и сделал (здесь должна быть его фотография в полуобнаженном виде, но он поскромничал).

После горячего завтрака отправляемся вдоль реки Су-Ат. Через пару минут лес закончился и мы увидели классный пейзаж: все вокруг укрыто снегом, а далекие деревья выглядели, как умелая вышивка гладью в коричнево-белых тонах.

Поначалу как-то резало ухо слово "река", потому что на самом деле это был слабенький поток воды, который, казалось, с трудом преодолевал незначительные каменные преграды. Постепенно он становился шире и полноводней, а его журчание заглушало остальные звуки леса.

Мы снова шли по лесу. Оказалось, идти вдоль реки - это не только идти рядом с рекой, а часто и через неё, потому что берег в привычном понимании стал периодически пропадать и заменяться скалистым отвесом.

Выглядело это потрясающе, но идти через реку по камешкам... В принципе, опасности никакой, да и ноги были давно мокрыми от снега, но сам факт... Поначалу я по несколько минут настраивалась перед каждым шагом: быстрая вода, казалось, уносила землю из-под ног. Но с каждым разом переправа становилась не такой страшной, хотя и река, правда, всё больше становилась похожей на реку. Постепенно рюкзак потерял свою значимость (он почему-то чувствуется, когда идешь по ровной местности).

Вокруг просто была сказка: снег изысканным узором покрывал камни и деревья, а река несла свои хрустальные воды только ей известным маршрутом.

Пейзаж дополнял туман (наш вечный спутник), придавая всему особенной таинственности. В редкие минуты, когда сквозь причудливое сплетение веток проступали солнечные лучи и избирательно освещали отдельные участки, с деревьев большими ломтями начинал опадать снег, часто попадая за шиворот.

Дальше задача усложнялась: поскольку воды было все больше, не везде удавалось перейти по камешкам на другой берег, чтобы избежать совсем непроходимых участков. Поэтому шли, как могли. Иногда - через завалы деревьев (только тут я осознала, какие толстые стволы старых грабов). Иногда - карабкаясь по крутому мокрому склону, укрытому слоем снега и осенних листьев. На подъёме выручали деревья (я нагло хваталась за корни и ветки, правда, иногда, за сухие...), на спуске - определенные участки тела. В общем - экстаз. Больше всего удивлял Саша, который при всем этом умудрялся фотографировать!!! Я даже боялась представить наши лица на будущих фотографиях: в те минуты было не до позирования.

К обеду наше путешествие по Су-Ату подходило к концу, и, совсем вымочаленные, мы вышли вверх по её склону. Перед нами открылась потрясающая панорама: куда ни глянь - горы, поросшие деревьями, которые под снегом издалека выглядели, как песцовий мех.

Когда я сняла мокрющие перчатки, просто обалдела: мои руки были ярко-оранжевого цвета. В свете последних политических событий - очень актуальный цвет, но здесь... на моих руках... Оказалось, когда я лезла, перчатки вымазала в глину, которая за это время впиталась.

Немного передохнув, мы двинулись дальше по Яйла-Орта-Сырт. Вообще, надо сказать, останавливались очень редко, потому как не лето и без движения быстро замерзали. По сравнительно ровной местности идти было как-то непривычно и холодно, но зато полюбовались открытым пейзажем.

Местом нашего назначения была река Бурульча. В том, что это река, сомнений не возникало: её русло в несколько раз было шире, чем у уже родной нам Су-Ат.

Перед тем, как двинуться дальше, мы налегке забрались в красивую пещеру, которая была выше над рекой.

Сама пещера небольшая, но находилась в какой-то жёлтой породе и имела ровненький круглой формы вход. Внутри - хорошо оборудованная стоянка.

Скорость нашего передвижения вдоль Бурульчи была далека от скорости света, а зимой темнеет рано, поэтому Лёша решил делать привал, с чем мы радостно согласились. После уже привычных процедур - дрова, костёр, палатка, ужин - мы мирно улеглись спать, так как завтра предстоял насыщенный день.

День четвертый. ( 03.01.2005 )

Третьего января движение в палатке началось рано, когда еще не светало. На этот день нам осталось пройти приличное количество пути, и Лёша, ещё хорошо помня, как они осенью опоздали на поезд, решил не рисковать. Когда я смогла себя вытащить из палатки, костёр уже активно горел, прорезая сумерки, а в котелке закипала вода.

Оперативно позавтракав и собрав вещи (грустно было думать, что это последние сборы в горах), мы двинули в путь. По ходу порадовались, что вовремя остановились на ночлег, иначе пришлось бы топать полтора часа до следующего более-менее ровного места, а это явно было бы уже по темноте.

Сама Бурульча - это чудо. Её русло выглядело то как полноводная река, стремительно огибающая препятствия и образовывающая пороги, то терялось где-то под каменным навесом, то превращалось в мирно журчащий ручей, то образовывало озера.

Одно из них было достаточно глубоким и имело насыщенный голубой цвет. Купаться мы, правда, не решились, хотя это было достаточно вероятно: стоило слегка поскользнуться, когда мы лезли над ним. Ну и конечно, особенно радовала полноводность реки, когда приходилось переходить на противоположный берег по камушкам.

Потом мы вышли к обвалу: порода берега ровными огромными кусками лежала на земле (если можно так сказать), будто старательно выложена каким-то великаном, а над ней возвышалась ровная стена берега.

Иногда землю (опять же) с отвесными скалами соединяли ледяные сталактиты (?). В общем, красота.

Постепенно река набирала обороты и переправляться было уже невозможно, поэтому мы карапкались по крутым склонам то вверх, то вниз, рискуя искупаться. Я поняла, что в такие минуты лучше ни о чём не думать: как только приходит мысль "как я здесь держусь?", почему-то начинаешь стремительно падать, а рюкзак при этом старательно выполняет роль груза.

Через несколько часов пути (время как-то потерялось) Лёша сказал, что мы уходим от реки. Скажу честно: не хотелось. За два дня шум воды стал уже родным и ,казалось, так бы шёл и шёл...

По мере того, как поднимались, холодало: порывистый пронизывающий ветер пробирал до костей, срывался не то снег, не то дождь, а всё вокруг опять же было окутано туманом. Периодически подавали звук мобильные телефоны (за это время я уже совсем отвыкла от них).

Полной неожиданностью для меня был курган Славы, который показался из тумана на пару секунд и опять спрятался. В этот раз мы видели много памятников времён войны, но этот потрясающий. Кто видел, тот меня поймёт. Кстати, к моему разочарованию, замёрзшие, мы (в смысле они) решили не заходить на него и рядом находящуюся вершину Калан-Баир, но потом как-то перепутали дорогу, вернулись, зашли и пошли дальше, теперь уже к моей радости.

Дальше нам нужно было выйти к населённому пункту Заречное. Дорога туда не радовала разнообразием: мы шли по плато, сбиваемые ветром, как ёжики в тумане, потому что видимость была абсолютно никакой. Когда ветер на несколько секунд разгонял мутную завесу, Лёша показывал какой-то ориентир и обещал, что вот за ним нас и ждёт счастье. Мы верили.

Хуже всех пришлось Саше: он как-то подвернул ногу. Мы, как верные товарищи, пытались предложить помощь, но все некстати: палка то ломалась, то была слишком увесистой...

Я даже не могу сказать, сколько мы так шли, но в один прекрасный момент начали спускаться по какому-то красивому лесочку, увидели какую-то красивую речечку (на карте этот участок был занят рекламой) и заметили потепление.

Населённый пункт, к которому мы наконец вышли, удивлял своей грязью. Не то чтобы в горах было чище, но как-то более эстетично. Под моросящим дождем мы, как пять привидений, шли через поле к шоссе. К этому времени уже не шокировали ожившие мобильники: мы возвращались в цивилизацию...

В общем, встреча нового 2005 года состоялась. И я уверена, что это только начало...